02
мамыр
2022
Реализация задач и гос.заказа МОН РК посредством организации кружковой работы в школе
Правительство нашей страны, а в частности Министерство образования РК поставило перед системой образования четкие задачи.
В Законе РК «Об образовании» значится:
Статья 11. Задачи системы образования
Задачами системы образования являются:
1) создание необходимых условий для получения качественного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики;
2) развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности;
3) воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине - Республике Казахстан;
4) воспитание личности с активной гражданской позицией, формирование потребностей участвовать в общественно-политической, экономической и культурной жизни республики, осознанного отношения личности к своим правам и обязанностям;
5) приобщение к достижениям отечественной и мировой культуры; изучение истории, обычаев и традиций казахского и других народов республики; овладение государственным, русским, иностранным языками;
14) создание специальных условий для получения образования с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и воспитанников.
Но это общие, постоянные задачи. Ежегодно в Инструктивно-методическом письме обозначаются более детальные.
Вот выдержки из ИМП на 2021-2022 учебный год:
В 2021-2022 учебном году в рамках Программы ценностно-ориентированного подхода к воспитанию обучающихся будут внедрены в организациях образования следующие проекты:
Одним из новых подходов, позволяющих оказывать влияние на поведение обучающихся и продвигать доступные месседжи, является популярная теория подталкивания (the Nudge theory).
Данная технология управления человеческим поведением не заставляет прямым приказом что-то делать, а мягко «толкает» в нужную сторону.
Например:
·Проект «Читающая школа» - кружки, способствующие повышению читательской культуры, например: кружки «Выразительное чтение», «В гостях у сказки» в начальном блоке, «Художественное чтение» или «Школа ораторского искусства» для более старших школьников. Ведь в работе этих кружков идет прямое соприкосновение с литературой
Инструктивно-методическое письмо в разделе «Особенности организации воспитательной работы в организациях среднего образования» даны подробные рекомендации по реализации воспитательной работы по основным 8 направлениям воспитательной работы.
Разумеется, не составит труда многие спец.проекты реализовывать посредством организации кружковой работы в школе. Так вполне реально открыть кружки по национальным спортивным играм, по шахматам или кружок домбры. Но самое главное в организации кружковой работы – это сделать так, чтобы работу кружков была возможность выводить в массы, чтобы не только те учащиеся, кто посещает кружок, были образованы и информированы, но чтобы посредством проведения массовых и тематических мероприятий распространять ценности и идеи кружковых занятий среди всех учащихся в школе. Поэтому при распределении часов кружковой работы необходимо отталкиваться в первую очередь от потребностей учащихся, возможностей школы и задач, поставленных перед образовательными учреждениями.
В организации воспитательной работы в школе нам необходимо учитывать и Программу развития школы 2020-2025гг., в котором также установлены задачи и основополагающие программы и индикаторы по реализации воспитательной работы в школах.
В свете всего вышесказанного следует отметить:
В Законе РК «Об образовании» значится:
Статья 11. Задачи системы образования
Задачами системы образования являются:
1) создание необходимых условий для получения качественного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики;
2) развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности;
3) воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине - Республике Казахстан;
4) воспитание личности с активной гражданской позицией, формирование потребностей участвовать в общественно-политической, экономической и культурной жизни республики, осознанного отношения личности к своим правам и обязанностям;
5) приобщение к достижениям отечественной и мировой культуры; изучение истории, обычаев и традиций казахского и других народов республики; овладение государственным, русским, иностранным языками;
14) создание специальных условий для получения образования с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и воспитанников.
Но это общие, постоянные задачи. Ежегодно в Инструктивно-методическом письме обозначаются более детальные.
Вот выдержки из ИМП на 2021-2022 учебный год:
В 2021-2022 учебном году в рамках Программы ценностно-ориентированного подхода к воспитанию обучающихся будут внедрены в организациях образования следующие проекты:
- «Семья-средняя школа»;
- «Читающая школа»;
- «Құқықтық сана – қауымға пана»;
- «Дәстүр мен ғұрып»;
- «Еңбек – елдің мұраты»;
- «Үнем-қоғам куаты»;
- «Экологическая культура с малых лет»;
- «Организация психологической службы и школьных служб примирения»;
- «Қоғамға қызмет»;
- «Один день из жизни школы»;
- Движение «Дебат»;
- Организации «Самоуправления» учащихся;
- Проекты «День самоуправления», «Неделя самоуправления»;
- Проект «Музейные уроки», «Музейный день»;
- Проект «Театральные уроки».
Одним из новых подходов, позволяющих оказывать влияние на поведение обучающихся и продвигать доступные месседжи, является популярная теория подталкивания (the Nudge theory).
Данная технология управления человеческим поведением не заставляет прямым приказом что-то делать, а мягко «толкает» в нужную сторону.
- Размещение в организациях образования надписей «В этой школе меньше всех сорят», «Сотрудники и обучающиеся этой школы самые вежливые», размещение в столовой надписи: «Спасибо, что убрали за собой».
Например:
·Проект «Читающая школа» - кружки, способствующие повышению читательской культуры, например: кружки «Выразительное чтение», «В гостях у сказки» в начальном блоке, «Художественное чтение» или «Школа ораторского искусства» для более старших школьников. Ведь в работе этих кружков идет прямое соприкосновение с литературой
- Проект движения «Дебаты» - дебатный кружок.
- Проекты «Музейные уроки», «Музейный день» удобно реализуются в том числе в кружках «Школьный музей», «Виртуальный музей», «Юный экскурсовод» и др. Воспитанники кружков могут стать добровольными помощниками при организации экскурсий, подготовке школьных тематических экспозиций и др.
- Проект «Театральные уроки» вполне может быть воплощен в школьных театральных кружках для учащихся всех возрастов. Ведь воспитанию интереса к театру может способствовать прямое прикосновение к этому виду искусства. Кружки «Сказки и маски», кукольные или просто театральные кружки повышают кругозор учащихся, возбуждают интерес к актерскому искусству.
Инструктивно-методическое письмо в разделе «Особенности организации воспитательной работы в организациях среднего образования» даны подробные рекомендации по реализации воспитательной работы по основным 8 направлениям воспитательной работы.
Разумеется, не составит труда многие спец.проекты реализовывать посредством организации кружковой работы в школе. Так вполне реально открыть кружки по национальным спортивным играм, по шахматам или кружок домбры. Но самое главное в организации кружковой работы – это сделать так, чтобы работу кружков была возможность выводить в массы, чтобы не только те учащиеся, кто посещает кружок, были образованы и информированы, но чтобы посредством проведения массовых и тематических мероприятий распространять ценности и идеи кружковых занятий среди всех учащихся в школе. Поэтому при распределении часов кружковой работы необходимо отталкиваться в первую очередь от потребностей учащихся, возможностей школы и задач, поставленных перед образовательными учреждениями.
В организации воспитательной работы в школе нам необходимо учитывать и Программу развития школы 2020-2025гг., в котором также установлены задачи и основополагающие программы и индикаторы по реализации воспитательной работы в школах.
В свете всего вышесказанного следует отметить:
- При распределении кружковой нагрузки необходимо учитывать желания и потребности учащихся
- Рассматривать распределение нагрузки таким образом, чтобы кружки служили реализации образовательных и воспитательных задач на текущий учебный год
- При проверке и утверждении планов кружковой работы необходимо учитывать пути внедрения и демонстрации продукта работы кружка или спортивной секции в ученический коллектив