02
мамыр
2022
Нормативно-правовые аспекты организации дополнительного образования
Мы ориентируемся на следующие правовые документы:
Санитарно-эпидемиологические нормы мы детально рассматривать не будем, но отметим, что в кружках и спортивных секциях любого типа необходимо соблюдать санитарные меры, проводить инструктажи по технике безопасности, правилам поведения на стадионе, в спорт.зале; при проведении занятий за пределами организации образования – о правилах ПДД, правилах поведения в общественных местах (музеях, библиотеках, кинотеатрах, выставочных залах на природе с различными сложностями ландшафта и пр.)
Есть и общие нормативно-правовые документы, которые также следует учитывать при оценивании работы кружков и спортивных секций. Это Конвенция ООН о правах ребенка, Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», Концептуальные основы воспитания в условиях реализации программы «Рухани жаңғыру» и многое другое.
В Законе Республики Казахстан «Об образовании» есть одна статья, регламентирующая проведение занятий по дополнительному образованию учащихся в организациях образования.
Статья 23. Образовательные программы дополнительного образования
1. Образовательные программы дополнительного образования направлены на удовлетворение всесторонних потребностей обучающихся, воспитанников и специалистов с ориентиром на результаты обучения и соответствие национальной рамке квалификаций и отраслевым рамкам квалификаций.
3. Образовательные программы дополнительного образования для детей, реализуемые государственными организациями образования, утверждаются органами, выполняющими по отношению к данным организациям функции органа государственного управления, за исключением образовательных программ детских музыкальных школ, детских художественных школ и детских школ искусств, которые утверждаются уполномоченным органом в области образования.
В ИМП 2021-2022 дополнительному образованию отведена 8 глава.
В главе 8 говорится:
Дополнительное образование – процесс воспитания и обучения, осуществляемый с целью удовлетворения всесторонних потребностей детей в интеллектуальном, нравственном и физическом развитии, направленный на формирование творческих способностей детей, культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья, также на организацию их свободного времени.
Дополнительное образование создает условия для адаптации детей к жизни в обществе, их профессиональной ориентации, также выявления и поддержки детей, проявивших выдающиеся способности.
Всесторонние потребности детей обеспечиваются по социально-педагогическому, научно-техническому, туристско-краеведческому, эколого-биологическому, художественно-эстетическому, музыкальному, военно-патриотическому, спортивно-оздоровительному и другим направлениям дополнительного образования детей.
Современное дополнительное образование детей в сочетании со школьным образованием составляет единое образовательное пространство, характеризуется как процесс освоения добровольно избранного ребенком вида деятельности, выходящей за рамки ГОСО начального, основного, общего среднего образования. Особенности дополнительного образования детей в 2020-2021 учебном году обусловлены необходимостью более тесной интеграции общего среднего и дополнительного образования.
Для каждого уровня образования дополнительное образование способно предложить свой содержательный модуль вне ГОСО, исходя из особенностей личности в условиях определенного возрастного периода:
на уровне начального образования – помощь в освоении позиции учащихся: включение в разные учебные сообщества;
на уровне основного образования – поддержка процесса самоопределения личности: расширение спектра значимых проблем в различных сферах деятельности и приобретение опыта их решения;
на уровне общего среднего образования – сопровождение процесса профессионального самоопределения обучающихся, обеспечение профессиональной ориентации.
Образовательный процесс в дополнительном образовании детей организуется с учетом следующих особенностей:
создание условий для свободного выбора ребёнком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени её освоения, педагога;
многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребёнка;
личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;
личностно-ориентированный подход к ребёнку, создание «ситуации успеха» для каждого;
создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;
признание за ребёнком права на пробу и ошибки в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;
применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребёнка.
В этой связи, организуется работа по изучению потребностей и желаний детей через проведение анкетирования, устных опросов детей и родителей. Затем одновозрастные и разновозрастные дети, в том числе дети с особыми образовательными потребностями, объединяются по интересам в кружок, секцию, клуб, студию, ансамбль, группу, театр и иные объединения. Формирование групп основано на добровольном выборе детей.
Значительное место в дополнительном образовании детей занимает научно-техническое творчество детей. В школах реализуются виды технического творчества как начальное техническое моделирование, авиамоделирование, судомоделирование, автомоделирование, ракетомоделирование, радиотехника и робототехника. Наряду с развитием традиционных видов технического творчества активно развиваются программирование, информатика и информационные технологии, компьютерный дизайн, компьютерная графика, медиадизайн, проектно-исследовательская деятельность и др.
Основу эколого-биологического дополнительного образования детей составляют станции юных натуралистов и эколого-биологические центры, школьные кружки, ориентированные на проведение учебно-исследовательских работ по охране природы, обеспечивающие учебно-воспитательную, методическую, научно-исследовательскую, эколого-пропагандистскую, культурно-просветительскую деятельность.
Привлекательным направлением для детей является детский туризм и краеведение. В республике туристско-краеведческую образовательную деятельность осуществляют туристско-краеведческие кружки школ, где реализуются различные программы туристско-краеведческого движения обучающихся. В рамках туристско-краеведческой экспедиции школьников «Менің Отаным – Қазақстан» проводятся пешие, лыжные, водные, велосипедные и другие походы, экспедиции и экскурсии по самым различным маршрутам, в которых участвуют юные туристы.
Одним из самых массовых и популярных среди детей является художественно-эстетическое дополнительное образование.
Социально-педагогическое направление позволит решить ряд задач, связанных с социализацией личности, в том числе и организации досуга ребёнка. Школьные музеи, военно-патриотические клубы, различные виды детских лагерей, детские общественные организации, педагогические отряды помогут педагогам обеспечить патриотическое воспитание, расширить кругозор, привить навыки здорового образа жизни, организовать досуг и активный отдых детей.
- Закон Республики Казахстан «Об образовании»
- Закон Республики Казахстан «О статусе педагога»
- «Об утверждении Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования» приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 16 августа 2017 года №611 https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1700015681
- Инструктивно-методическое письмо на 2021-2022 уч.год
Санитарно-эпидемиологические нормы мы детально рассматривать не будем, но отметим, что в кружках и спортивных секциях любого типа необходимо соблюдать санитарные меры, проводить инструктажи по технике безопасности, правилам поведения на стадионе, в спорт.зале; при проведении занятий за пределами организации образования – о правилах ПДД, правилах поведения в общественных местах (музеях, библиотеках, кинотеатрах, выставочных залах на природе с различными сложностями ландшафта и пр.)
Есть и общие нормативно-правовые документы, которые также следует учитывать при оценивании работы кружков и спортивных секций. Это Конвенция ООН о правах ребенка, Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», Концептуальные основы воспитания в условиях реализации программы «Рухани жаңғыру» и многое другое.
В Законе Республики Казахстан «Об образовании» есть одна статья, регламентирующая проведение занятий по дополнительному образованию учащихся в организациях образования.
Статья 23. Образовательные программы дополнительного образования
1. Образовательные программы дополнительного образования направлены на удовлетворение всесторонних потребностей обучающихся, воспитанников и специалистов с ориентиром на результаты обучения и соответствие национальной рамке квалификаций и отраслевым рамкам квалификаций.
3. Образовательные программы дополнительного образования для детей, реализуемые государственными организациями образования, утверждаются органами, выполняющими по отношению к данным организациям функции органа государственного управления, за исключением образовательных программ детских музыкальных школ, детских художественных школ и детских школ искусств, которые утверждаются уполномоченным органом в области образования.
В ИМП 2021-2022 дополнительному образованию отведена 8 глава.
В главе 8 говорится:
Дополнительное образование – процесс воспитания и обучения, осуществляемый с целью удовлетворения всесторонних потребностей детей в интеллектуальном, нравственном и физическом развитии, направленный на формирование творческих способностей детей, культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья, также на организацию их свободного времени.
Дополнительное образование создает условия для адаптации детей к жизни в обществе, их профессиональной ориентации, также выявления и поддержки детей, проявивших выдающиеся способности.
Всесторонние потребности детей обеспечиваются по социально-педагогическому, научно-техническому, туристско-краеведческому, эколого-биологическому, художественно-эстетическому, музыкальному, военно-патриотическому, спортивно-оздоровительному и другим направлениям дополнительного образования детей.
Современное дополнительное образование детей в сочетании со школьным образованием составляет единое образовательное пространство, характеризуется как процесс освоения добровольно избранного ребенком вида деятельности, выходящей за рамки ГОСО начального, основного, общего среднего образования. Особенности дополнительного образования детей в 2020-2021 учебном году обусловлены необходимостью более тесной интеграции общего среднего и дополнительного образования.
Для каждого уровня образования дополнительное образование способно предложить свой содержательный модуль вне ГОСО, исходя из особенностей личности в условиях определенного возрастного периода:
на уровне начального образования – помощь в освоении позиции учащихся: включение в разные учебные сообщества;
на уровне основного образования – поддержка процесса самоопределения личности: расширение спектра значимых проблем в различных сферах деятельности и приобретение опыта их решения;
на уровне общего среднего образования – сопровождение процесса профессионального самоопределения обучающихся, обеспечение профессиональной ориентации.
Образовательный процесс в дополнительном образовании детей организуется с учетом следующих особенностей:
создание условий для свободного выбора ребёнком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени её освоения, педагога;
многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребёнка;
личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;
личностно-ориентированный подход к ребёнку, создание «ситуации успеха» для каждого;
создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;
признание за ребёнком права на пробу и ошибки в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;
применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребёнка.
В этой связи, организуется работа по изучению потребностей и желаний детей через проведение анкетирования, устных опросов детей и родителей. Затем одновозрастные и разновозрастные дети, в том числе дети с особыми образовательными потребностями, объединяются по интересам в кружок, секцию, клуб, студию, ансамбль, группу, театр и иные объединения. Формирование групп основано на добровольном выборе детей.
Значительное место в дополнительном образовании детей занимает научно-техническое творчество детей. В школах реализуются виды технического творчества как начальное техническое моделирование, авиамоделирование, судомоделирование, автомоделирование, ракетомоделирование, радиотехника и робототехника. Наряду с развитием традиционных видов технического творчества активно развиваются программирование, информатика и информационные технологии, компьютерный дизайн, компьютерная графика, медиадизайн, проектно-исследовательская деятельность и др.
Основу эколого-биологического дополнительного образования детей составляют станции юных натуралистов и эколого-биологические центры, школьные кружки, ориентированные на проведение учебно-исследовательских работ по охране природы, обеспечивающие учебно-воспитательную, методическую, научно-исследовательскую, эколого-пропагандистскую, культурно-просветительскую деятельность.
Привлекательным направлением для детей является детский туризм и краеведение. В республике туристско-краеведческую образовательную деятельность осуществляют туристско-краеведческие кружки школ, где реализуются различные программы туристско-краеведческого движения обучающихся. В рамках туристско-краеведческой экспедиции школьников «Менің Отаным – Қазақстан» проводятся пешие, лыжные, водные, велосипедные и другие походы, экспедиции и экскурсии по самым различным маршрутам, в которых участвуют юные туристы.
Одним из самых массовых и популярных среди детей является художественно-эстетическое дополнительное образование.
Социально-педагогическое направление позволит решить ряд задач, связанных с социализацией личности, в том числе и организации досуга ребёнка. Школьные музеи, военно-патриотические клубы, различные виды детских лагерей, детские общественные организации, педагогические отряды помогут педагогам обеспечить патриотическое воспитание, расширить кругозор, привить навыки здорового образа жизни, организовать досуг и активный отдых детей.