02
мамыр
2022
Правила и нормы оформления планов дополнительного образования
Требования к программам дополнительного образования детей:
Структура программы дополнительного образования детей
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение программы.
6. Список литературы.
1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ:
наименование образовательного учреждения
где, когда и кем утверждена программа
название программы
возраст детей, на которых рассчитана программа
ФИО, должность автора(ов) программы
название города, в котором реализуется программа
год разработки программы.
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
2.1. Направленность программы
Название направленности должно соответствовать установленному перечню направленностей программ;
Направленности должны соответствовать название программы, ее цель, задачи, содержание.
2.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Актуальность - ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа.
Педагогическая целесообразность - подчеркивает важность взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития, дается аргументированное обоснование педагогических действий в рамках программы, а конкретно, в соответствии с целями, задачами, выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности и организации образовательного процесса.
Новизна - предполагает новое решение проблем дополнительного образования, новые методики преподавания, новые педагогические технологии в проведении занятий, нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.
2.3. Цель и задачи программы
Цель – это конкретный, охарактеризованный качественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, который можно достичь к определенному моменту времени.
Формула построения цели
ЦЕЛЬ= глагол или словосочетание, управляющее педагогической деятельностью + предмет педагогического взаимодействия + объект педагогической деятельности + ведущее средство.
Например, формирование у подростков патриотического отношения к малой родине как части Казахстана через включение в краеведческую деятельность.
Задачи – это пути, способы поэтапного достижения цели, т.е. тактика педагогических действий;
- должны соответствовать цели и подразделяться на группы – обучающие, развивающие, воспитательные.
2.4. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы (по необходимости)
и способы определения их результативности
Ожидаемый (прогнозируемый) результат – это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет обучающийся;
Включает перечень разделов, тем и количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
Составляется несколько списков:
Структура программы дополнительного образования детей
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение программы.
6. Список литературы.
1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ:
наименование образовательного учреждения
где, когда и кем утверждена программа
название программы
возраст детей, на которых рассчитана программа
ФИО, должность автора(ов) программы
название города, в котором реализуется программа
год разработки программы.
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
- направленность программы;
- актуальность, педагогическая целесообразность, новизна;
- цель и задачи программы;
- возраст детей, участвующих в реализации данной программы;
- сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
- режим занятий;
- ожидаемые результаты и способы определения результативности;
- формы подведения итогов реализации программы (выставки, фестивали, соревнования и т.д.).
2.1. Направленность программы
Название направленности должно соответствовать установленному перечню направленностей программ;
Направленности должны соответствовать название программы, ее цель, задачи, содержание.
2.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Актуальность - ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа.
Педагогическая целесообразность - подчеркивает важность взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития, дается аргументированное обоснование педагогических действий в рамках программы, а конкретно, в соответствии с целями, задачами, выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности и организации образовательного процесса.
Новизна - предполагает новое решение проблем дополнительного образования, новые методики преподавания, новые педагогические технологии в проведении занятий, нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.
2.3. Цель и задачи программы
Цель – это конкретный, охарактеризованный качественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, который можно достичь к определенному моменту времени.
Формула построения цели
ЦЕЛЬ= глагол или словосочетание, управляющее педагогической деятельностью + предмет педагогического взаимодействия + объект педагогической деятельности + ведущее средство.
Например, формирование у подростков патриотического отношения к малой родине как части Казахстана через включение в краеведческую деятельность.
Задачи – это пути, способы поэтапного достижения цели, т.е. тактика педагогических действий;
- должны соответствовать цели и подразделяться на группы – обучающие, развивающие, воспитательные.
2.4. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы (по необходимости)
- для какой категории детей предназначена программа, степень предварительной подготовки, уровень формирования интересов и мотивации к данной предметной области, наличие способностей, физическое здоровье и т.д.
- какому возрасту адресована программа (возраст обучающихся от начала до окончания срока обучения), краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей, занимающихся в объединении;
- наполняемость группы (количество обучающихся определяется в соответствии с уставом учреждения и санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности);
- состав групп (одного или разных возрастов);
- условия приема детей (например, система набора на основании результатов тестирования, собеседования и др. формы).
- временные границы, на сколько лет рассчитана программа;
- этапы образовательного процесса, срок обучения на каждом этапе;
- количество часов на каждый год.
- При определении режима занятий нужно указать продолжительность учебного часа, если она отличается от академического часа. При этом следует указать, по каким причинам, в соответствии с какими нормативными актами, санитарными нормами, возрастными и другими особенностями детей, продолжительность учебного часа изменена.
и способы определения их результативности
Ожидаемый (прогнозируемый) результат – это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет обучающийся;
- должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания;
- в программе рекомендуется прописать конкретные знания, умения и навыки воспитанников по итогам каждого года обучения;
- выделить прогнозируемые результаты воспитания и развития ребенка.
- Способы определения результативности: указать методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимся содержанием программы: педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, зачетов, активности обучающихся на занятиях, мониторинг.
- Виды контроля – начальный или входной, текущий, промежуточный, итоговый.
- Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы.
- опрос, зачет, экзамен, эссе, контрольное занятие, самостоятельная работа, презентация творческих работ, коллективный анализ работ, концерт, выставка, конкурс, соревнование, самоанализ и др.;
- документальные формы подведения итогов реализации программы – дневники достижений воспитанников, карты оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений, портфолио обучающихся и др.
Включает перечень разделов, тем и количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
- Оформляется в виде таблицы;
- Составляется на каждый год обучения и должен отражать его особенности.
- Обозначаются основные разделы и темы (не нужно превращать в поурочное планирование).
- Практическая деятельность детей на занятиях должна преобладать над теорией.
- Закладываются часы на вводное занятие; концертную, выставочную или соревновательную деятельность; мероприятия воспитывающего и познавательного характера; итоговое занятие, отчетное мероприятие.
- Итоговое количество часов в год зависит от количества занятий в неделю и их продолжительности.
- Формула расчета годового количества часов: количество часов в неделю умножается на продолжительность учебного года – 34 недели, в 1-х классах – 33 недели. Иной расчет часов необходимо обосновать.
- Расчет количества часов ведется на одну учебную группу (или на одного обучающегося, если это программа индивидуального обучения)
- СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА:
- Указать название темы (нумерация, количество и название разделов и тем должно совпадать с перечисленными разделами и темами).
- При включении в программу экскурсий, досуговых и массовых мероприятий в содержании указывается тема и место проведения экскурсии, мероприятия.
- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов и др.).
- рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.
- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы т.д.
Составляется несколько списков:
- список литературы, рекомендованной педагогам для освоения данного вида деятельности;
- список литературы, рекомендованной обучающимся для успешного освоения данной программы.
- возможны иные категории списков, например, для родителей.