Правила и нормы оформления планов дополнительного образования » Школа-гимназия №7 г. Тараз - официальный сайт
Жамбыл облысы әкімдігінің білім басқармасы
Тараз қаласының білім бөлімінің
"№7 мектеп-гимназия"
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі:
(8 726 2) 34-20-71
Есепші:
(8 726 2) 34-20-71
Нашар көрушілер
нұсқасы
» » » Правила и нормы оформления планов дополнительного образования
02
мамыр
2022

Правила и нормы оформления планов дополнительного образования

Требования к программам дополнительного образования детей:
Структура программы дополнительного образования детей
1. Титульный лист.
2.   Пояснительная записка.
3.   Учебно-тематический план.
4.   Содержание изучаемого курса.
5.   Методическое обеспечение программы.
6.   Список литературы.
1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ:
наименование образовательного учреждения
где, когда и кем утверждена программа
название программы
возраст детей, на которых рассчитана программа
ФИО, должность автора(ов) программы
название города, в котором реализуется программа
год разработки программы.
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
  • направленность программы;
  • актуальность, педагогическая целесообразность, новизна;
  • цель и задачи программы;
  • возраст детей, участвующих в реализации данной программы;
  • сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
  • режим занятий;
  • ожидаемые результаты и способы определения результативности;
  • формы подведения итогов реализации программы (выставки, фестивали, соревнования и т.д.).
Введение – краткая характеристика предмета, его значимости и педагогического обоснования дополнительной образовательной программы.
2.1. Направленность программы
  Название направленности должно соответствовать установленному перечню направленностей программ;
   Направленности должны соответствовать название программы, ее цель, задачи, содержание.
2.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Актуальность - ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа.
Педагогическая целесообразность - подчеркивает важность взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития, дается аргументированное обоснование педагогических действий в рамках программы, а конкретно, в соответствии с целями, задачами, выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности и организации образовательного процесса.
Новизна - предполагает новое решение проблем дополнительного образования, новые методики преподавания, новые педагогические технологии в проведении занятий, нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.
2.3. Цель и задачи программы
Цель – это конкретный, охарактеризованный качественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, который можно достичь к определенному моменту времени.
Формула построения цели
ЦЕЛЬ= глагол или словосочетание, управляющее педагогической деятельностью + предмет педагогического взаимодействия + объект педагогической деятельности + ведущее средство.
Например, формирование у подростков патриотического отношения к малой родине как части Казахстана через включение в краеведческую деятельность.
Задачи – это пути, способы поэтапного достижения цели, т.е. тактика педагогических действий;
- должны соответствовать цели и подразделяться на группы – обучающие, развивающие, воспитательные.
2.4. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы (по необходимости)
  • для какой категории детей предназначена программа, степень предварительной подготовки, уровень формирования интересов и мотивации к данной предметной области, наличие способностей, физическое здоровье и т.д.
  •   какому возрасту адресована программа (возраст обучающихся от начала до окончания срока обучения), краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей, занимающихся в объединении;
  •   наполняемость группы (количество обучающихся определяется в соответствии с уставом учреждения и санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности);
  • состав групп (одного или разных возрастов);
  •   условия приема детей (например, система набора на основании результатов тестирования, собеседования и др. формы).
2.5. Сроки реализации программы: 
  • временные границы, на сколько лет рассчитана программа;
  •   этапы образовательного процесса, срок обучения на каждом этапе;
  •   количество часов на каждый год.
2.6. Режим занятий: продолжительность и количество занятий в неделю. 
  • При определении режима занятий нужно указать продолжительность учебного часа, если она отличается от академического часа. При этом следует указать, по каким причинам, в соответствии с какими нормативными актами, санитарными нормами, возрастными и другими особенностями детей, продолжительность учебного часа изменена.
2.8. Ожидаемые результаты
и способы определения их результативности
Ожидаемый (прогнозируемый) результат – это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет обучающийся;
  •   должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания;
  •   в программе рекомендуется прописать конкретные знания, умения и навыки воспитанников по итогам каждого года обучения;
  •  выделить прогнозируемые результаты воспитания и развития ребенка.
  • Способы определения результативности: указать методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимся содержанием программы: педагогическое наблюдение,   педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, зачетов, активности обучающихся на занятиях, мониторинг.
  • Виды контроля – начальный или входной, текущий, промежуточный, итоговый.
  • Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы.
2.9. Формы подведения итогов реализации программы:
  •   опрос, зачет, экзамен, эссе, контрольное занятие, самостоятельная работа, презентация творческих работ, коллективный анализ работ, концерт, выставка, конкурс, соревнование, самоанализ и др.;
  •   документальные формы подведения итогов реализации программы – дневники достижений воспитанников, карты оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений, портфолио обучающихся и др.
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:
Включает перечень разделов, тем и количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
  •   Оформляется в виде таблицы;
  •   Составляется на каждый год обучения и должен отражать его особенности.
  •   Обозначаются основные разделы и темы (не нужно превращать в поурочное планирование).
  • Практическая деятельность детей на занятиях должна преобладать над теорией.
  •   Закладываются часы на вводное занятие; концертную, выставочную или соревновательную деятельность; мероприятия воспитывающего и познавательного характера; итоговое занятие, отчетное мероприятие.  
  •   Итоговое количество часов в год зависит от количества занятий в неделю и  их продолжительности.
  •   Формула расчета годового количества часов: количество часов в неделю умножается на продолжительность учебного года – 34 недели, в 1-х классах – 33 недели. Иной расчет часов необходимо обосновать. 
  •   Расчет количества часов ведется на одну учебную группу (или на одного обучающегося, если это программа индивидуального обучения)
  1. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА:
краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).
  •   Указать название темы (нумерация, количество и название разделов и тем должно совпадать с перечисленными разделами и темами).
  •   При включении в программу экскурсий, досуговых и массовых мероприятий в содержании указывается тема и место проведения экскурсии, мероприятия.
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:
  •   обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов и др.).
  •   рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.
  •   дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы т.д.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Составляется несколько списков:
  •     список литературы, рекомендованной педагогам для освоения данного вида деятельности;
  •   список литературы, рекомендованной обучающимся для успешного освоения данной программы.
  • возможны иные категории списков, например, для родителей.