02
май
2022
Формы учебных занятий в кружках и спортивных секциях
Чем отличается занятие в дополнительном образовании от урока школе?
В отличие от школьного урока оно менее регламентировано, более свободное в чередовании форм работы, насыщено различными видами деятельности, имеет другую систему оценивания результатов деятельности обучающихся. Занятие в системе ДО прежде всего направлено на развитие личностно-смысловой сферы ребенка (отношение к действительности, переживание, осознание ценностных ориентиров и т.п.).
Каковы условия эффективности учебного занятия?
Педагогу необходимо помнить, что для достижения эффективности занятия необходимо соблюдение некоторых условий, к примеру:
– комплексность целей (обучающие, воспитательные, общеразвивающие задачи);
– адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям
детского коллектива;
– соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;
– наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов;
– четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную деятельность;
– наличие благоприятной психологической атмосферы;
– активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности,
включение каждого ребенка в деятельность);
– полное методическое обеспечение и оснащение занятия необходимыми средствами;
- учет государственных санитарно - гигиенических норм;
- временной и здоровьесберегающий режим занятия для различных возрастных категорий детей.
Требования к проведению учебного занятия
в системе дополнительного образования детей
Несмотря на многообразие типов занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения.
Педагог должен сформулировать тему, задачи занятия.
На занятии должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы обучающихся.
Педагог должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности обучающихся.
Педагог должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на занятии.
Педагогу необходимо соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.
Формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учетом возрастных психологических особенностей обучающихся, цели и задач образовательной программы, специфики предмета и других факторов.
Наиболее общими в дополнительном образовании могут быть следующие формы:
Общие требования к постановке задач занятия
Задачи ставятся, исходя из целей и назначения всего процесса образования.
Задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного.
Задачи должны соответствовать содержанию, формам и методам предполагаемой образовательной деятельности.
Задачи должны быть определены конкретно и четко, чтобы была возможность проверить (самопроверить) их выполнение.
Важным принципом постановки задач является учет возрастных особенностей развития воспитанников.
Нестандартное занятие.
Во все времена педагога волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного.
Девиз нестандартного занятия – “Где детвора, там игра!”, а основная задача – возбуждать, поддерживать живой интерес к обучению, воспитывать и развивать играя.
Игра – это школа познания, творчества, интеллектуального развития ребенка.
Толковая игра является действенным орудием воспитания и обучения в руках хорошего педагога. Применение познавательных игровых технологий на занятиях дает возможность обучающимся получить дополнительные знания, заявить о себе, раскрыть свои таланты, позволяет увидеть изучаемый материал по - новому.
Вариант: дети задают вопросы педагогу, и он должен коротко и точно дать ответ, а они выставляют ему оценку.
Этапы занятия:
Два месяца ребята изучают все достопримечательности своего города, улицы, дома, людей, живущих рядом, растения, камни, речки, ручейки. Делают снимки, зарисовки, ведут записи – ищут самые замечательные факты ближней и дальней истории. Договариваются с возможными участниками занятия из числа свидетелей эпохи.
5. Занятие – экспедиция.
В экспедицию отправляются для того, например, чтобы сфотографировать наиболее интересные городские памятники, живописные места в городе, в парке. Смысл проведения малых экспедиций в том, чтобы в короткие сроки достигнуть несколько целей: создать реальную ситуацию для этического, эстетического, эмоционального и познавательного включения обучающихся в процесс коллективного и индивидуального взаимодействия с живой и рукотворной действительностью.
6. Стихотворно-музыкальное занятие.
Группа делится на подгруппы, каждая из подгрупп получает задание подобрать поэтические произведения, характеризующие эпоху, скомпоновать к этим стихам музыкальные иллюстрации, что – то исполнить самим.
8. Интегрированные занятия.
Проводятся в течении целого учебного дня в режиме погружения, в разных жанрах, с использованием большого количества приемов. Возможно проведения серии занятий в рамках целой темы. Ведут занятия 2-3 педагога. Если речь идет об интегрированных гуманитарных занятиях, то есть используются различные способы воздействия на учащегося : видео- художественный, музыкальный ряд, телевидение, пресса, театр, декламация, чтение и показ документов эпохи.
Например:
Например:
16. Занятия творчества
17.Занятия художественного чтения
Каждый участник заранее выбирает и согласовывает с педагогом форму и содержание текста и его подачи. Возможно, это будет мелодекламация (исполнение текста под музыку), возможно, чтение будет сопровождаться показом репродукций, возможно участники будут одеты в костюмы воспеваемой эпохи, возможно чтение текста будет организованно чтением по цепочке, но в конце занятия важно, чтобы несколько судей – искусствоведов поделились своими впечатлениями.
18. Интегративно – понятийное занятие
В ходе занятия дети делятся на малые группы и выполняют ряд упражнений, за каждое из которых группа в целом получает наградные баллы от педагога или специального жюри.
15. Занятие без правил как форма
Педагог предлагает детям начинать занятие таким образом: пусть каждый делает, что хочет. Темы нет, целей нет, задач нет, форм нет, запрещено только орать, бить, ломать. В конце занятия, или на другое занятие педагог предлагает подвести итог занятия по схеме:
В отличие от школьного урока оно менее регламентировано, более свободное в чередовании форм работы, насыщено различными видами деятельности, имеет другую систему оценивания результатов деятельности обучающихся. Занятие в системе ДО прежде всего направлено на развитие личностно-смысловой сферы ребенка (отношение к действительности, переживание, осознание ценностных ориентиров и т.п.).
Каковы условия эффективности учебного занятия?
Педагогу необходимо помнить, что для достижения эффективности занятия необходимо соблюдение некоторых условий, к примеру:
– комплексность целей (обучающие, воспитательные, общеразвивающие задачи);
– адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям
детского коллектива;
– соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;
– наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов;
– четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную деятельность;
– наличие благоприятной психологической атмосферы;
– активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности,
включение каждого ребенка в деятельность);
– полное методическое обеспечение и оснащение занятия необходимыми средствами;
- учет государственных санитарно - гигиенических норм;
- временной и здоровьесберегающий режим занятия для различных возрастных категорий детей.
Требования к проведению учебного занятия
в системе дополнительного образования детей
Несмотря на многообразие типов занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения.
Педагог должен сформулировать тему, задачи занятия.
На занятии должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы обучающихся.
Педагог должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности обучающихся.
Педагог должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на занятии.
Педагогу необходимо соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.
Формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учетом возрастных психологических особенностей обучающихся, цели и задач образовательной программы, специфики предмета и других факторов.
Наиболее общими в дополнительном образовании могут быть следующие формы:
Дошкольный и младший школьный возраст | Средний школьный возраст | Старший школьный возраст |
Беседа с игровыми элементами | Лекция | Проблемная лекция |
Сказка | Учебная игра | Пресс-конференция |
Сюжетно-ролевая игра | Творческий проект | Практические занятия (лабораторная работа) |
Игра-путешествие | Конкурс (КВН) | Семинар |
Игра-имитация | Заочная экскурсия | Тематическая дискуссия |
Соревнования, состязания и др. | Тематические задания по подгруппам | Групповая консультация |
Защита творческой работы | ||
Деловая игра: презентация (вида деятельности, выставки т.п.) |
Задачи ставятся, исходя из целей и назначения всего процесса образования.
Задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного.
Задачи должны соответствовать содержанию, формам и методам предполагаемой образовательной деятельности.
Задачи должны быть определены конкретно и четко, чтобы была возможность проверить (самопроверить) их выполнение.
Важным принципом постановки задач является учет возрастных особенностей развития воспитанников.
Нестандартное занятие.
Во все времена педагога волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного.
Девиз нестандартного занятия – “Где детвора, там игра!”, а основная задача – возбуждать, поддерживать живой интерес к обучению, воспитывать и развивать играя.
Игра – это школа познания, творчества, интеллектуального развития ребенка.
Толковая игра является действенным орудием воспитания и обучения в руках хорошего педагога. Применение познавательных игровых технологий на занятиях дает возможность обучающимся получить дополнительные знания, заявить о себе, раскрыть свои таланты, позволяет увидеть изучаемый материал по - новому.
- Занятие - викторина
Вариант: дети задают вопросы педагогу, и он должен коротко и точно дать ответ, а они выставляют ему оценку.
- Комбинированное занятие
- Организационно – психологический момент – улыбка, шутка, игровое начало, бодрость.
- Диагностика успешности, разнообразие форм и приемов, дифференцированный подход, использование микрогрупповых форм работы.
- Педагог организует познавательную деятельность и активность обучающихся в связи с использованием нового материала, использует закрепляющие микрозадания, метод плацебо (в ходе объяснения педагог обещает допустить ряд ошибок, а дети должны их найти), выдачу тезисов до занятия, метод графической записи, звуковой, моторной, визуальный, осязательный ряд. Дискуссия. Стимулирование поиска воспитанниками опережающих идей и решений и т.д.
- Позволяет обсудить главные, основные. Наиболее интересные линии и направления изученного - опирается не на аппарат памяти, а предполагает возможность для каждого воспитанника выступить со своим мнением, пониманием, подходом.
- Педагог подбирается к домашнему заданию в течение всего занятия, увлекает, заинтересовывает обучающихся, авансом стимулирует их будущую деятельность, ищет вариативные обычные, поисковые и творческие задания, которые должны быть для обучающихся интересны, значительны, разнообразны, соответствовать уровню притязаний, знаний, интересов и развития каждого.
- Занятие – поиск
Этапы занятия:
- 1 этап. Сообщение важных и интересных сведений по теме, с которыми выступает педагог и воспитанник.
- 2 этап. Проблематизация. Педагог и студийцы ставят все вопросы, которые возникли в связи с изучаемым материалом. На доске выстраиваются и обозначаются проблемы.
- 3 этап. Педагог знакомит обучающихся, если это необходимо, с известными решениями и образцами.
- 4 этап. Микрогрупповой. Индивидуальный или фронтальный поиск новых идей, решений, подходов, моделей.
- 5 этап. Анализ и рефлексия обсуждения, поиска, участия.
Два месяца ребята изучают все достопримечательности своего города, улицы, дома, людей, живущих рядом, растения, камни, речки, ручейки. Делают снимки, зарисовки, ведут записи – ищут самые замечательные факты ближней и дальней истории. Договариваются с возможными участниками занятия из числа свидетелей эпохи.
5. Занятие – экспедиция.
В экспедицию отправляются для того, например, чтобы сфотографировать наиболее интересные городские памятники, живописные места в городе, в парке. Смысл проведения малых экспедиций в том, чтобы в короткие сроки достигнуть несколько целей: создать реальную ситуацию для этического, эстетического, эмоционального и познавательного включения обучающихся в процесс коллективного и индивидуального взаимодействия с живой и рукотворной действительностью.
6. Стихотворно-музыкальное занятие.
Группа делится на подгруппы, каждая из подгрупп получает задание подобрать поэтические произведения, характеризующие эпоху, скомпоновать к этим стихам музыкальные иллюстрации, что – то исполнить самим.
- Конкурс знаний, умений и творчества.
8. Интегрированные занятия.
Проводятся в течении целого учебного дня в режиме погружения, в разных жанрах, с использованием большого количества приемов. Возможно проведения серии занятий в рамках целой темы. Ведут занятия 2-3 педагога. Если речь идет об интегрированных гуманитарных занятиях, то есть используются различные способы воздействия на учащегося : видео- художественный, музыкальный ряд, телевидение, пресса, театр, декламация, чтение и показ документов эпохи.
- Занятия – фантазия.
- Дети садятся в кружок, педагог начинает. А затем дети продолжают придумывать сказку на любую (познавательную) тему.
- Дети получают краски и листы. На которых они изображают в картинках свое будущее. Свои пожелания, свое отношение к людям.
- Дети рассказывают и поясняют фантастические сны.
- Занятие- сказка.
- Занятие- спектакль( инсценировка)
- Занятие – игра.
Например:
- составив стулья так, чтобы это напоминало космический корабль, дети выбирают первый состав космической команды, затем второй, третий. Каждый «полет» сопровождается командами, песнями, рассказом об увиденном.
- Берется азбука, дети выбирают себе буквы и рассказывают о них, сочиняют сценки и стихи, изображают их в пантомиме.
- Занятие – поход
- Занятие – суд
- Занятия самостоятельного поиска знаний
Например:
- растет наркомания, пьянство, хулиганство, воровство. В чем причина этого и каковы возможные варианты решения данной проблемы.
- У вас гибнет растение, найдите причину и вылечите его.
16. Занятия творчества
17.Занятия художественного чтения
Каждый участник заранее выбирает и согласовывает с педагогом форму и содержание текста и его подачи. Возможно, это будет мелодекламация (исполнение текста под музыку), возможно, чтение будет сопровождаться показом репродукций, возможно участники будут одеты в костюмы воспеваемой эпохи, возможно чтение текста будет организованно чтением по цепочке, но в конце занятия важно, чтобы несколько судей – искусствоведов поделились своими впечатлениями.
18. Интегративно – понятийное занятие
В ходе занятия дети делятся на малые группы и выполняют ряд упражнений, за каждое из которых группа в целом получает наградные баллы от педагога или специального жюри.
15. Занятие без правил как форма
Педагог предлагает детям начинать занятие таким образом: пусть каждый делает, что хочет. Темы нет, целей нет, задач нет, форм нет, запрещено только орать, бить, ломать. В конце занятия, или на другое занятие педагог предлагает подвести итог занятия по схеме:
- Какая польза была от занятия;
- Чему научились;
- Что возьмете с собой на другие занятия, от чего откажетесь.
Традиционные занятия | Нетрадиционные занятия |
Лекция Устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность обучающихся | Презентация предмета, явления, события, факта Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие социальных отношениях |
Семинар Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога | Социадрама Сюжетно – ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологических отношений, осознание себя в структуре общественных отношений |
Дискуссия Всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы - расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения | Защита проекта Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем |
Конференция Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов | Философский стол Коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни - «Свобода и долг», «Человек природа» и т.п. |
Экскурсия Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью | «Крепкий орешек» Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений |
Туристический поход Передвижение группы людей с определенной целью | Конверт вопросов Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке |
Учебная игра Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия | Выпускной ринг Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее, создание атмосферы дружбы, взаимопонимания, формирование умения взаимодействовать с людьми |
Утренник, праздник т.д. Организационно-массовые мероприятия, проводимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности | Психологическое занятие Проведение уроков психологической культуры личности позволяет педагогам дополнительного образования оказывать своевременную квалифицированную помощь обучающимся в решении их возрастных задач |