Мавзолей Айши биби (Жамбылская область) » Школа-гимназия №7 г. Тараз - официальный сайт
Жамбыл облысы әкімдігінің білім басқармасы
Тараз қаласының білім бөлімінің
"№7 мектеп-гимназия"
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі:
(8 726 2) 34-20-71
Есепші:
(8 726 2) 34-20-71
Нашар көрушілер
нұсқасы
» » Мавзолей Айши биби (Жамбылская область)
08
маусым
2021

Мавзолей Айши биби (Жамбылская область)


Мавзолей Айши биби – уникальный и интереснейший памятник архитектуры XII века, неимеющий аналогов в архитектурно-строительной культуре Казахстана и Средней Азии. Мавзолей декорирован великолепной по красоте сплошной облицовкой из терракотовых плит, украшенной орнаментами 60 видов. Мавзолей находится в селе Айша биби Жамбылского района Жамбылской области. Он является шедевром средневекового зодчества Караханидской эпохи, воздвигнутым у караванной тропы к югу от Акыртаса. Точных сведений о строительстве мавзолея не осталось, но он является памятником любви и скорби. Существует более 28 версий легенды о любви восточной красавицы Айши биби и отважного Карахана. По легенде, Айша была дочерью ученого и поэта XI века Хакима Сулеймена Бакыргани, после его смерти она воспитывалась у шейха Айкожи. Айша полюбила молодого правителя Тараза Карахан Мухаммеда (в честь которого возведен мавзолей Карахана в Таразе). Однажды Карахан Мухаммед попросил руки Айши, однако ее воспитатель шейх Айкожа не дал согласие. Тогда девушка обманным путем, самовольно поехала в Тараз к возлюбленному. К несчастью, жениху не удалось увидеть ее больше, так как она погибла на берегу реки Аса от укуса змеи, спрятавшейся в головном уборе. На месте ее гибели был воздвигнут мавзолей. По другой легенде, красавица Айша была женой Карахана и правитель, горюя после ее преждевременной кончины, нашел лучших мастеров, чтобы построить над ее могилой мавзолей невиданной красоты. Ныне мавзолей Айши биби – место паломничества женщин, мечтающих родить долгожданного ребенка. В письменных источниках сведений о личности Айши биби не имеется, захоронение в мавзолее археологами не исследовано. Мавзолей уже в XIX столетии имел значительные утраты, уцелели лишь остатки стен и угловых колонн, покрытые сплошным ковром резного декора. Но и в разрушенном виде этот памятник производил то глубокое и неизгладимое впечатление красоты и гармонии, которое позволяет безошибочно отличить среди множества прекрасных и достойных архитектурных произведений те, что называют шедеврами.